Космодром Байконур: старейший в мире космодром
Здравствуйте, друзья!
Что вы знаете о Байконуре?
Думаю что немного, но читайте дальше и вы узнаете очень многое о старейшем в мире советском космодроме.
Примерно в 2100 километрах к юго-востоку от Москвы в пустынной степи Казахстана старейший и крупнейший в мире действующий космический стартовый комплекс все еще проводит запуски.
Космодром Байконур был первоначально построен Советским Союзом в конце 1950-х годов в качестве оперативной базы для его космической программы.
Космодром был важной частью истории освоения космоса, поскольку он был местом запуска первого спутника Земли и первого человека в космосе.
Сегодня операции были сокращены, но он остается одним из немногих действующих космических стартовых комплексов в мире.
Область, край
Космодром Байконур расположен в пустыне примерно в 200 километрах к востоку от Аральского моря.
Комплекс находится к северу от реки Сырдарья и имеет размеры 85 километров с севера на юг и 90 километров с востока на запад.
Общая площадь космодрома составляет 7650 квадратных километров.
Другие места площадью 7650 квадратных километров: Канарские острова, Долина Смерти, город Джуно на Аляске и штаты Делавэр и Род-Айленд, вместе взятые.
Сегодня эта платформа находится на казахстанской земле, сданной в аренду России до 2050 года, но она была частью Советского Союза, когда в 1950-х годах был построен космодром в качестве оперативной базы для советской космической программы.
Научно-испытательный полигон №5
12 февраля 1955 года Советский Союз издал указ о строительстве секретного научно-исследовательского полигона для разработки и испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Он получил название Научно-испытательный полигон №5 (НИИП-5), когда был утвержден начальником штаба Министерства обороны 2 июня 1955 года.
В указе №292-181 «О новом испытательном полигоне Министерства обороны СССР» говорилось:
1. Принять предложения товарищей Малышева, Жукова, Василевского, Дементьева, Домрачева и Калмыкова:
а) О создании в 1955-1958 годах научно-исследовательского и испытательного полигона Министерства обороны СССР для летных испытаний изделий Р-7, Буря и Буран с установлением:
- Головная часть ареала в Кзыл-Ординской и Карагандинской областях Казахской ССР в районе между Ново-Казалинском и Джусалы;
- Район падения боеголовки в Камчатском крае РФ у мыса Озерный;
- Район воздействия первой очереди изделия Р-7 на территории Акмолинской области Казахской ССР в районе озера Тенгиз.
б) О проведении первого этапа испытаний машин «Буря» и «Буран» на сокращенной дальности с территории научно-испытательного полигона №4 МО СССР из района Владимировка Астраханской области в направлении озера Балхаш.
2. Поручить товарищам Малышеву, Сабурову и Жукову в трехнедельный срок представить в Совете Министров перечень мероприятий по организации и строительству указанного полигона.
– Председатель Совета Министров СССР Н. Булганин и Оперативный директор Совета Министров СССР А. Коробов.
Площадка получила официальное название «Научно-исследовательский полигон №5» (НИИП-5).
Его географическое положение было стратегически выбрано комиссией, на которую сильно повлияли военачальники, конструкторы оружия и инженеры-ракетчики.
Так почему в Казахстане пустыня?
Выгодно запускать там, где скорость вращения Земли наибольшая — на земле это на экваторе.
Плоские равнины у казахского села Тюратам подходили для советских систем радиосвязи, которые в то время требовали бесперебойной передачи сигналов на наземные станции за сотни километров.
МБР Р-7 «Семёрка» требовалось 3 станции, две из которых находились на расстоянии 100 миль друг от друга, а третья — на 180 миль позади стартовой площадки.
Конечно, также не помешает построить секретные пусковые установки вдали от населенных пунктов.
Строительство космодрома Байконур
Бригады строителей начали прибывать в Тюратам в конце марта 1955 года.
Крошечная железнодорожная станция поселка была переполнена сотнями рабочих и тоннами строительных материалов, доставляемых поездами непрерывно месяцами.
В то время было очень мало инфраструктуры, услуг или складов.
Выгруженный груз поезда был сформирован в стены, чтобы создать частные складские помещения, пока вскоре после этого не был возведен завод по производству бетона.
Первым строительством был военный корпус, начавшийся 5 мая на площадке 10 (сегодня Байконур, но с 1958 по 1995 год известный как Ленинск).
В первые годы саперы и воинские части жили в «землянках» у станции Тюратам — постоянное жилье для персонала полигона началось в 1956 году.
Участок 10 располагался на реке Сырдарья и проходил вдоль главной железнодорожной линии.
Население города достигло 150 000 человек в годы пиковой работы космодрома.
В июне 1955 года начались работы по строительству большого сборочного корпуса, который впоследствии станет Зоной 2.
К концу месяца промзона на Площадке 9 также находилась в стадии разработки.
К концу лета почти 5000 военных строителей были заняты возведением сооружений вокруг комплекса.
Дизайн объекта
НИИП-5 разделен на три района: Центральный, Правый и Левый.
Каждый из них выполнял различные функции в Советском Министерстве обороны и космической программы.
Три зоны были названы в честь пионеров советской аэрокосмической отрасли:
- Сергей Королев: ведущий инженер первой советской космической программы — лично руководил сборкой спутника;
- Михаил Янгель: главный советский конструктор ракет и пионер хранимого гиперголического топлива — разработал баллистическую ракету Р-12, известную своим развертыванием на Кубе в 1962 году во время кубинского ракетного кризиса;
- Владимир Челомей: ученый-механик, авиационный и ракетный инженер. Специалист по жидкостным двухступенчатым межконтинентальным баллистическим ракетам — отец советского импульсного реактивного двигателя и первых в мире противокрылатых ракет.
Основным видом транспорта на космодроме был железнодорожный транспорт.
Ракеты транспортировались от сборки к стартовым площадкам горизонтально на железнодорожных вагонах, известных как «Мотовозы».
Как только вагон прибыл на стартовую площадку, ракета была установлена.
Центральный регион (Королевский район)
Королевский район первым из трех регионов начал строительство.
Когда в 1955 году начались закладки фундамента, он был известен внутри компании как Площадка 1 и первоначально был полигоном для испытательного пуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанной в ОКБ-1 Королева.
Более поздние дополнения включали Зону 110 и Зону 250.
Зона 1 сыграла важную роль в ранних российских программах развития ракетно-космической техники, ее резюме представляет собой каталог исторических достижений: 15 мая 1957 года на ней была запущена первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
Именно здесь 12 апреля 1961 года был запущен первый пилотируемый космический корабль.
Эта веха была достигнута Юрием Гагариным на корабле «Восток-1» — стартовая площадка названа в его честь «Площадкой Гагарина».
Позже космодром примет Валентину Терешкову, которая стала первой женщиной в космосе на борту корабля «Восток-6», когда он стартовал с первой площадки Байконура 16 июня 1963 года.
Возможно, самым известным запуском с Зоны 1 был запуск первого искусственного спутника в космос, «Спутник-1», 4 октября 1957 года.
Операции на Зоне 1 достигли апогея в 1960-х и 70-х годах с появлением пилотируемых лунных программ и программ «Энергия-Буран».
С момента основания он провел более 450 пусков, что делает его одним из крупнейших пусковых комплексов в истории.
Правый фланг (район Янгеля)
Район Янгеля возник в конце 1950-х годов и занимает восточный фланг космодрома Байконур.
Здесь расположены Зоны 31, 41, 45 и 109.
Он назван в честь разработчика ракет и пусковых установок, испытанных на полигоне, в том числе первой советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР).
Однако до первого успешного пуска Р-16 (НАТО: SS-7 Saddler) 2 февраля 1961 г. взрыв прототипа в октябре 1960 г. унес жизни более 100 человек.
Советское сокрытие Неделинской катастрофы длилось десятилетиями, прежде чем Кремль официально признал катастрофу в 1989 году.
В районе Янгеля будут успешно испытаны несколько баллистических ракет, в том числе:
- Р-36 (НАТО: SS-9 Scarp). Эти баллистические ракеты прошли летные испытания в период с 1962 по 1966 год;
- Испытания баллистической ракеты Р-36М (НАТО: SS-18 Satan) начались в 1971 году, а более поздние версии Р-36М2 были испытаны совсем недавно, в 1989 году;
- Баллистические ракеты МР-УР-100 (НАТО: SS-17 Spanker) проходили испытания в период с 1971 по 1974 год;
- Зенит-2 был заменой советским межконтинентальным баллистическим ракетам 1960-х годов. Ракеты были разработаны в Украине, но запущены на Байконуре. Строительство ракетного комплекса «Зенит» на Байконуре началось в 1978 году — стартовые площадки на Зоне 45 были введены в эксплуатацию к 1983 году. Вторая площадка была построена в 1990 году, но разрушена во время неудачного запуска в том же году. В период с 1985 по 1987 год с площадки было совершено 11 пробных полетов «Зенита».
Левый фланг (район Челомея)
Западная сторона космодрома названа в честь инженера-ракетчика, который отвечал за большую часть межконтинентальных баллистических ракет, испытанных в первые годы его существования.
В Челомейском районе расположены районы 81, 90, 92, 95 и 200.
Он возник в 1960-х годах как полигон для испытаний разработок ОКБ-52.
Ракеты и космические пусковые установки в резюме Челомейского района включают:
- МБР УР — 100 (НАТО: SS-11 Sego). Самая распространенная межконтинентальная баллистическая ракета, развернутая в Советском Союзе во время холодной войны;
- Межконтинентальная баллистическая ракета УР-200 (НАТО: SS-10 Scrag). Предназначена для развертывания фракционной орбитальной бомбардировочной системы (FOBS), спонсируемого Хрущевым оружия, предназначенного для вывода ядерной боеголовки на низкую околоземную орбиту (отменено в 1965 году);
- МБР УР — 500, более известная как «Протон». Впервые он был запущен в 1965 году и до сих пор используется, что делает ее одной из старейших систем запуска.
Космодром Байконур представляет собой огромный комплекс, охватывающий 7650 квадратных километров и ежегодно потребляющий 600 миллионов киловатт-часов.
По официальным данным на начало 1990-х годов на космодроме Байконур было девять стартовых комплексов с пятнадцатью стартовыми столами.
В нем было одиннадцать сборочных зданий, электростанция, 2 аэропорта и 360 километров трубопроводов.
У него также был завод кислорода и азота, 3 завода по заправке и нейтрализации и 470 километров железнодорожных путей.
Космодром имеет более 1280 километров дорог и 92 узла связи.
НАСА предлагает следующую информацию и наглядную карту Байконура:
На Байконуре есть два стартовых комплекса «Протон», один для международных запусков, а другой для российских военных запусков.
Каждый стартовый комплекс состоит из двух стартовых столов.
Стартовый комплекс 333, левый стартовый стол, использовался для запуска «Зари».
Эта стартовая площадка, которую также называют «Точкой 23», была полностью отремонтирована в 1989 году.
Стартовая площадка 333-Р в то настоящее время находится на реконструкции.
Операционная история
К 1960-м годам существование испытательного полигона №5 на Байконуре не было секретом для всего мира, но русские преуспели в том, чтобы прикрыть настоящую миссию космодрома по испытанию баллистических ракет на жидком топливе.
За исключением горстки спецслужб, Байконур десятилетиями был известен во всем мире как просто стартовая площадка для российской космической программы.
Центральное разведывательное управление США знало о деятельности межконтинентальных баллистических ракет на Байконуре как минимум с августа 1957 года.
В том же году высотные самолеты-разведчики У-2 сделали снимки стартовой площадки ракет Р-7 возле Тюратама (вверху), название места как ссылаются советские инженеры и спецслужбы США.
На самом деле космодром стал причиной одной из самых досадных путаниц в истории США: захват в мае 1960 года пилота U-2 Гэри Пауэрса (ниже), который был сбит во время миссии по фотографированию космодромов Байконур, космодром Плесецк, и Челябинск-40, среди прочих.
Город, в котором проживает персонал космодрома, получил статус города в 1966 году и получил название Ленинск (позже Борис Ельцин изменил его на Байконур в 1995 году).
Конкурирующие конструкторские бюро, которые работали в каждой из различных областей, сделали все возможное, чтобы способствовать продвижению России в области ракетостроения.
С 1960 года до распада Советского Союза в 1991 году космодром Байконур успешно провел тысячи пусков.
После холодной войны
После распада Советского Союза космодром Байконур оказался на чужой территории, но до конца 1990-х годов оставался под контролем Министерства обороны России.
К концу десятилетия частные российские космические подрядчики взяли на себя эксплуатацию объектов.
В это переходное время программа «Днепр» находилась на космодроме (с 1992 по 2003 год), разрабатывая коммерческую систему запуска на базе межконтинентальной баллистической ракеты СС-18.
22 декабря 2004 года было объявлено о создании совместного российско-казахстанского предприятия «Байтерек».
Его целью было строительство нового космодрома «Байтерек» для недавно разработанной ракеты-носителя «Ангара».
Система «Ангара» увеличивает грузоподъемность ракеты до 26 тонн по сравнению с 20-тонной ракетой Байконура «Протон».
В конечном итоге это не будет угрозой для Байконура — проблемы с финансированием остановили программу в 2010 году.
2 июня 2005 года космодрому Байконур исполнилось 50 лет — шесть дней спустя Россия и Казахстан ратифицировали соглашение о продлении срока аренды Байконура Россией до 2050 года.
Однако арендная плата составляет 115 миллионов долларов США (84 миллиона евро/68 миллионов фунтов стерлингов) в год и частично отвечает за стремление России к большей космической независимости и строительство космодрома Восточный в Амурской области.
Пробелы в финансировании привели к остановке внутренних космических запусков Соединенных Штатов в июне 2010 года — в годы, прошедшие с тех пор, как НАСА полагалось на объекты на Байконуре для выполнения запусков.
США ожидали возобновления внутренних пусковых операций в 2015 году, однако в мае 2013 года Соединенные Штаты продлили свой контракт на Байконуре до середины 2017 года.
В течение многих лет Байконур был единственной стартовой площадкой, поддерживающей миссии Международной космической станции.
Имя Байконура
Спросите трех российских инженеров об источнике названия Байконура, и вы можете услышать три ответа.
Миссия и происхождение советского космодрома всегда были покрыты тайной, что привело к творческим версиям событий, прошедших через годы.
Согласно одному мнению, это название было намеренно выбрано примерно в 1961 году, чтобы сбить с толку противников холодной войны в сторону небольшого шахтерского городка под названием Байконур, расположенного примерно в 320 километрах от него.
Противник мог подумать, что одноименная пусковая площадка находится в сотнях миль от ее истинного местоположения.
Другие считают, что название Байконур произошло от Тюратамского района и предшествует объекту Космодром, который позже принял региональное название (Байконур в переводе с казахского означает «богатый коричневый»).
Пока идут споры о названии Байконур, все понимают Тюратам.
Космодром Байконур сегодня
Учитывая 60-летнюю историю важных космических запусков и первых мировых открытий, можно ожидать, что Байконур станет передовым и оживленным центром научной деятельности.
Вместо этого в пустующих зданиях, где раньше размещались специализированные ракетные программы 40-летней давности, теперь живут кочевые пастухи.
Отработанное пусковое оборудование утилизируется местным населением в близлежащих районах.
Устаревшее оборудование, срок службы которого давно истек, стоит заброшенным в ныне неиспользуемых зданиях.
Неблагоприятный климат и удаленность в значительной степени защитили заброшенные части участка от вандалов.
Улицы в основном заполнены пастухами и поденщиками — лишь изредка можно увидеть инженера или ученого.
Тем не менее, город с гордостью хранит свою историю.
На каждом углу мозаика с изображением космонавта или причудливая визуализация планет и шаттлов — водные фонтаны могут похвастаться ракетными носиками.
Посетителей Байконура встречает памятник, известный как «Рыбак», который приветствует посетителей хвастовством, описывая размер рыбы, которую он поймал в близлежащей реке Сырдарья.
Анна Ходаковская, редактор местной газеты, размышляет об основных вехах развития технологии Тюратам.
Она вспоминает, что первые сотовые телефоны появились примерно в 2004 году — первый МРТ в 2011 году.
Цинично осознавая ограниченность возможностей Байконура, Ходаковская отмечает: «Мы не опережаем планету ни в чем, кроме космоса».
Брошенный после падения Советского Союза
На сайте не все заброшенные здания и склады — используемые в настоящее время стартовые комплексы являются одними из самых передовых в мире.
По данным последней переписи, в городе Байконур (Ленинск) проживает более 36 тысяч человек.
Астронавты, приезжие инженеры и западные администраторы останавливаются в высококлассных отелях, стоимость которых может превышать 340 долларов за ночь.
Когда правительство Казахстана оценило стоимость Байконура в 2011 году в 3,4 миллиарда долларов (USD), они напомнили другим, что это одна из немногих действующих космических площадок в мире.
Несмотря на формальное соглашение с Россией, напряженность часто возрастает из-за оперативных разногласий.
Россия хочет, чтобы Казахстан не давал бродягам рыться в мусоре и засиживаться на объектах — Казахстан указывает на нехватку жилья и проблемы с высоким уровнем безработицы, связанные с меньшими инвестициями России, чем в прошлые годы.
В январе 2011 Россия начала строить Восточный стартовый комплекс, призванный уменьшить зависимость России от Байконура.
Он был завершен к 2018 году, и российско-казахстанское партнерство на Байконуре оказалось под угрозой.
А вы знали?
- После распада СССР Байконур стал чужой территорией. Часть операций переместилась на космодром Плесецк примерно в 800 километрах к северу от Москвы;
- Одно из последствий мировой зависимости от Байконура? Требование к космонавтам владеть русским языком;
- Центр запуска спутников Цзюцюань в пустыне Гоби — это китайская версия Байконура, ведущая страна по запускам и имеющая длинный список «первых» китайских космических исследований;
- Смотрите запуски Байконура:
- 14.05.2012: Запуск «Союзом» следующей МКС (вверху);
- 22.07.2012: Запуск корабля «Союз-ФГ»;
- 19.04.2013: Запуск корабля «Союз-2» с Бион М-1;
- 03.06.2013: Запуск СЭС-6 «Протон-М»;
- 25.11.2013: Запуск корабля «Союз» в рамках проекта «Urthecast» к МКС.
Впечатляющий запуск не на Байконуре: посмотрите, как самая большая в мире ракета «Delta IV Heavy» высотой 23 этажа запускается с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии.
Наблюдайте за ошибками запуска:
- США: Титан 1, 1959 г.;
- США: Дельта II, мыс Канаверал, Флорида, 1997 г.;
- Россия: Катастрофа взрыва Протона-М, 2 июля 2013 г.
Как перемещать шаттл «Буран»?
Само собой, с самым большим в мире самолетом.
Почитайте характеристику СИ Антонов Ан-225 Мрия.
Учетная запись посетителя
Анатолий Зак побывал в 1980-х годах и поделился своим опытом в Русской космической сети:
«Во время моей армейской службы в 1980-х годах в глубинке на севере России меня иногда просили нарисовать агитационный плакат, листовку или вывеску для нашей казармы.
Хотя мое армейское искусство в основном ограничивалось грубым копированием портретов Владимира Ленина или примитивными упражнениями в типографике, я находил свои «художественные эксперименты» большим облегчением от утомления ежедневной срочной службы.
Я вспомнил об этом много лет спустя во время одной из поездок на Байконур, когда увидел солдата, рисующего ракету на большом бетонном блоке, который обозначал вход в стартовую площадку.
Проезжая по Байконуру, внимательный наблюдатель мог заметить многочисленные стены, дорожные знаки или просто куски бетона, тронутые кистью неизвестных художников.
Какие-то работы еще напоминали о старой идеологии, намеренно или ненамеренно сохраненной, как в какой-то капсуле времени, какие-то были совершенно новыми, поэтизирующими освоение космоса, а не «линию партии».
Несомненно, что большая часть этой небезызвестной живописи и скульптуры создана призывниками, которые большую часть своей двухлетней службы на Байконуре проводят за ремонтом дорог, укладкой кирпича, вождением грузовиков и охраной ворот.
Будучи сам поклонником архитектуры и живописи, я постарался сохранить на пленке как можно больше образцов «солдатского искусства».
Результатом стала эта страница, посвященная этим бесчисленным художникам и скульпторам-срочникам, их времени, жизни, таланту и часто невольным жертвам ради исследования космоса».
Поезда «Мотовоз» и железнодорожная система Байконур
Когда проектировался Байконур, стартовые комплексы строились далеко друг от друга.
Обращение с ядерными боеголовками и необходимость соблюдения строжайшей секретности привели к тому, что сеть стартовых площадок растянулась на сотни километров.
Для перемещения крупного оборудования по бесплодной земле использовалась сверхмощная рельсовая система.
Железнодорожная система Байконура является одной из крупнейших промышленных железных дорог в мире.
Более 50 лет она используется для логистики, перевозки личного состава, строительства ракет и всех этапов подготовки к запуску.
Большие дизельные поезда перевозили тяжелые грузы между городом, строительными комплексами и стартовыми площадками.
Поезда «Мотовоз», ставшие легендарными, изначально представляли собой старинные вагоны 1930-х годов с деревянной мебелью, фанерными двухъярусными кроватями и сломанными туалетами.
Летом железнодорожные вагоны превращались в сауны, заставляя некоторых частично раздеваться — следовательно, мужчины и женщины путешествовали в разных вагонах.
Вагоны с кондиционерами не поступали на Байконур до начала 1980-х годов, когда к этому времени были добавлены навесы для защиты поездов от палящего зноя пустыни.
Для исследователей карт: стартовые площадки космодрома Байконур
- Площадка 1/5 (Гагаринский старт): Союз, Союз-Прогресс, Союз-Икар;
- Площадка 31/6: Союз-Космос, Союз-Фрегат;
- Площадка 41/1: Р-16 (разрушен в Неделиной катастрофе 1960 г.);
- Площадка 41/15: Космос 3 (1964–1968);
- Площадка 45/1: Зенит-2, Зенит-2М, Зенит-3М;
- Площадка 45/2 (разрушена взрывом в 1990 г.): Зенит-2;
- Площадка 81/23 (81Л): Протон-К;
- Площадка 81/24 (81П): Протон-М;
- Площадка 90/19 (90L) (неактивна после 1989): Циклон-2;
- Площадка 90/20 (90R): Циклон-2;
- Площадка 109/95: Днепр;
- Площадка 110/37 (неактивна после 1988 г.): Н-1, Энергия — Буран;
- Площадка 110/38 (110R): N-1 (неактивна после 1969 г.);
- Площадка 175/59: Рокот (1991–1994);
- Площадка 200/39 (200л): Протон-М/Протон-К;
- Площадка 200/40 (200R): Протон-К (бездействует после 1991 г.);
- Площадка 250 (бездействует после 1987 г.): Энергия.
- 1 – Стартовая площадка ракеты «Союз» («Гагарин»);
- 2 – Музей космонавтики на космодроме Байконур. Музей Королева и Гагарина;
- 2А – Зона подготовки ракеты «Союз», корабля «Союз» и грузового корабля «Прогресс»;
- 2B – Цех подготовки ракеты «Союз» и полезной нагрузки;
- 3 – Кислородно-азотный комплекс;
- 5 – Центр радиопередачи;
- 15А – Аэропорт «Крайний»;
- 17 – Гостиница «Космонавт»;
- 18 – Пост измерений ИП-1;
- 21 – Пост измерений «Вега»;
- 23 – Пост измерений «Сатурн»;
- 31 – Стартовый стол ракеты «Союз-Восток», участок подготовки ракеты и полезной нагрузки;
- 32 – Технический комплекс для ракеты «Союз-Восток»;
- 42 – Участок подготовки ракеты «Зенит» и боевой нагрузки;
- 43 – Пост измерений ИП-2;
- 45 – Стартовый стол ракеты «Зенит»;
- 81 – Стартовый стол ракеты «Протон»;
- 90 – Стартовый стол ракеты «Циклон»;
- 91 – Станция заправки/нейтрализации ракеты «Протон»;
- 92 – Ракета «Протон» и участок подготовки — хранилище ракет, космических аппаратов и разгонных блоков;
- 110 – Стартовый стол ракеты «Энергия»;
- 110А – Стенд динамических испытаний ракеты «Энергия»;
- 112 – Участок подготовки ракеты «Энергия» и космической системы «Энергия-Буран»;
- 112А – Заправочная станция для космического корабля «Буран»;
- 200 – Стартовый стол «Протон»;
- 250 – Универсальный стартовый стол/испытательный стенд ракеты-носителя «Энергия;
- 251 – Посадочный комплекс космического корабля «Буран»;
- 254 – Технический комплекс для корабля «Союз».
Если у вас остались вопросы или вы хотите оставить комментарий по этой статье - напишите его в разделе комментариев ниже.
До скорых встреч! Заходите!
Прослужил на космодроме 10 лет с 1984-го; душевная благодарность за достоверность и интересные картинки !
Здравствуйте, Александр! Очень рад что вам понравилась статья и фотки. Спасибо!
А свежие фото.
п.113